Большая часть российских компаний (а также неккомерческие организации, госструктуры) имеют следующие проблемы в своей деятельности: - система управления является непрозрачной и Руководство и Собственники компании сталкиваются с трудностями при определении проблемных областей;
- решение оперативных проблем не оставляет возможности для комплексного анализа деятельности компании в целом;
- дублируются функции;
- постоянно растут издержки производства и управления;
- исполнительская дисциплина недостаточна - работники не на должном уровне выполняют, а иногда и вовсе не выполняют свои должностные обязанности;
- нет возможности системно контролировать деятельность подразделений и работников;
- работники не анализируют и не улучшают процессы предприятия.
- наблюдаются «перекосы» в ресурсном обеспечении разных бизнес-процессов в связи с неравномерностью их развития.
- с уходом работников из компании теряются знания и навыки выполнения работ - новичкам всему приходиться учиться заново.
Решить данные проблемы можно за счет описания, анализа и регламентации бизнес-процессов компании. Регламентированные и управляемые бизнес-процессы также позволяют: - более эффективно тиражировать бизнес для активно развивающихся компаний, имеющих в своей структуре схожие процессы (филиальная сеть, представительства, торговые точки и т.д.);
- построить эффективную и прозрачную систему управления при приобретении или открытии нового направления бизнеса;
- наиболее эффективно выбрать и внедрить IT-систему;
Многие компании стараются решить проблемы в управлении путем автоматизации бизнес-процессов. Действительно, сейчас на IT-рынке существует большое количество программ, в которых прописаны основные процессы для компании. Внедряя такие IT-решения компания надеется, что таким образом организует управление бизнес-процессами компании. К сожалению, такой подход не работает. Но если взглянуть глубже в этот вопрос, то сразу становится понятно, что каждое прикладное решение всегда накладывается на уже зрелые, отлаженные линии взаимодействий и организованный процесс производства компании. Любое прикладное решение - это всего лишь оболочка (пусть в ней и есть некоторые описания схем действия сотрудников). Ее необходимо «одевать» на готовую четко выстроенную структуру в организации, а только потом начинать автоматизацию бизнес-процессов. Например, CRM (программа для управления взаимоотношениями с клиентами) имеет ряд построенных процессов взаимодействия с клиентом. Для того, чтобы начать ей пользоваться, необходимо убедиться, что в вашей компании такие действия не идут в разрез со спецификой продаж в компании, нарушение которой может повредить нормальному ходу дел. Таким образом, повышение эффективности путем автоматизации бизнес-процессов не приведет ни к чему кроме ускорения работы «неправильных бизнес-процессов» и к их автоматизации, и совершенно не обязательно, что это приведет к повышению эффективности. Наш опыт показывает, что автоматизация неструктурированных и неоптимизированных процессов приводит лишь к «автоматизации хаоса». Если компания планирует приобрести какое-то IT-решение, то проект по оптимизации бизнес-процессов поможет в разработке технического задания для автоматизации, что значительно облегчает работы по внедрению программ и исключает возможность переделок до минимума. - внедрить сбалансированную систему показателей (BSC);
- подготовить организацию к сертификации по стандартам ISO.
На современном рынке присутствует такое огромное количество конкуренции, что качество работы, качество обслуживания и качество самой продукции является первым среди инструментов для конкурентной борьбы. Для этого еще в советский период начали разрабатываться и внедряться новые стандарты качества, а сейчас существуют даже конкурсы, выставки, награды за достойный продукт. Среди всего этого можно выделить и более популярную в последнее время серию международных стандартов серии ISO, которые регламентируют управление качеством на предприятиях. Для многих компаний такие сертификации являются обязательной частью для выхода на рынок. Сертификаты данной серии подтверждают надежность и качество товаров и услуг компании. Тем самым они повышают лояльность потребителей, партнеров, инвесторов, дают преимущество в тендерах, получении лицензий и разрешений разного рода. Государственные организации обращают большое внимание на подобные сертификации перед рассмотрением претендентов в качестве генеральных подрядчиков. И если раньше этот вид сертификации означал, что в компании существует система управления качеством компания/потребитель, то сейчас здесь еще подразумевается и внутрифирменные регламенты, внутренний аудит, процессный подход, а также корректирующие и предупреждающие действия. Проекты по описанию бизнес процессов помогают организовать некоторые из внутренних систем качества за счет того, что они формализуют отношения и производство в компании. В основу технологии управления бизнес-процессами компании «БелБизнесКонсалтинг» заложен процессно-ориентированный подход. Наша компания имеет собственные разработанные методические материалы по бизнес-процессному управлению (методики, положения, формы регламентов бизнес-процессов, формы положений о подразделениях, должностных и рабочих инструкций). В то же время для каждого конкретного заказчика могут быть разработаны индивидуальные формы методической документации по бизнес-процессному управлению с учетом специфики компании-заказчика и(или) с учетом требований заказчика.
|