Добавлена статья "Описание и регламентация бизнес-процессов - ключевые моменты реализации успешного проекта"

На сайте размещена статья "Описание и регламентация бизнес-процессов - ключевые моменты реализации успешного проекта"

 

 

 

 

Описание и регламентация бизнес-процессов - ключевые моменты реализации успешного проекта

 

 

 

Картавенко С.Н., директор ООО «БелБизнесКонсалтинг»

кандидат экономических наук

 

 

В настоящее время много российских компаний имеют проблемы связанные с вопросами управления и эффективностью бизнес-процессов. Существование с такими проблемами не может продолжаться безболезненно: пока конкуренция недостаточна за неэффективные процессы платит потребитель, когда же конкуренция усиливается затраты за неэффективные процессы ложатся на предприятие. На наш взгляд, данное обстоятельство может послужить причиной проигрыша отечественным, а тем более и западным конкурентам. И что более печально - это может послужить даже причиной гибели компании.

Практика реализации проектов по совершенствованию систем управления компаниями позволяет выделить следующие негативные особенности в управлении российскими компаниями в настоящий момент:

1) Большое распространение имеет дублирование функций - функциональные обязанности пересекаются создавая беспорядок, а иногда и хаос. Отсутствие прозрачности системы управления порождает «черные дыры» в которых пропадают денежные, материальные и временные ресурсы.

2) Наблюдается скрытое противостояние интересов собственников и топ-менеджеров компаний. Нередко встречается ситуация, когда топ-менеджеры занимаются лишь оперативным управлением (или созданием его видимости) и решением различных локальных вопросов. Времени на вопросы стратегии и внедрение изменений вызванных потребностями рынка почему-то не хватает. Собственникам компаний же хочется, чтобы топ-менеджеры в основном занимались инициацией и реализацией вопросов стратегического развития при отлаженной работе существующего бизнес-механизма.

3) Многие руководители, имея хороший управленческий опыт, не имеют элементарных знаний в области экономики предприятия, нет профессионального владения инструментарием менеджмента и маркетинга в управлении. Как следствие, любой проект реформирования или консалтинга начинается не с диагностики и поиска подходов к решению, как на западе, а со структурирования задачи и выяснения для чего это надо и надо ли вообще. После выработки общего понимания начинается не стадия выполнения, а период обучения топ-менеджеров тем методам работы, которые западные консультанты априори считают самим принципом ведения бизнеса. Также немаловажно и то, что некоторые менеджеры не успели перестроиться на новые принципы хозяйствования - в подсознании еще есть остатки административно-командной системы.

4) Отсутствует система улучшения деятельности компании на всех уровнях (об этом обычно задумываются только собственники) - очень часто встречаются сотрудники, которым абсолютно все равно как улучшить их деятельность и деятельность компании.

5) Внедрение информационных систем без предварительного анализа необходимости их внедрения. Зачастую автоматизируются процессы (а иногда и целые компании), которые неэффективны и требуют улучшения.

Одним из современных инструментов решения вышеперечисленных проблем и повышения эффективности систем управления компаниями является описание и регламентация бизнес-процессов. Не будем рассказывать о преимуществах и выгодах данной технологии - об этом написано достаточно много. С точки зрения практической реализации отметим ряд результатов, которые достигаются сразу после окончания проекта по описанию и регламентации бизнес-процессов:

• описанные и регламентированные бизнес-процессы формализуют существующую модель бизнеса, устраняют дублирование функций работниками.

• сотрудники, зная, что процессы контролируются, выполняют свою работу более добросовестно.

• количество ошибок при оформлении платежных и первичных документов снижается в среднем на 50%.

• в регламентах бизнес-процессов содержится система показателей для управления и заложен механизм дальнейшего улучшения процессов.

• регламентированные процессы представляют собой базу знаний о процессах - новые сотрудники быстрее обучаются и понимают то, что от них требуется.

• формируется полный перечень документации для управления - регламенты, должностные инструкции, положения.

• регламенты процессов представляют собой законную нормативную базу предприятия для материального стимулирования и наказания работников.

• сокращаются случаи остановки производства за счет работы обеспечивающих служб (повышается эффективность работы отдела главного энергетика, ремонтной службы).

• выявляются и ликвидируются основные средства, не использующиеся в обороте и ненужные в будущем.

• сокращаются неоправданные закупки товаров. Прозрачность и контролируемость закупок обеспечивает своевременное выполнение заявок и экономию оборотных средств за счет снижения уровня закупочных цен, транспортных затрат и затрат на содержание складов.

Таким образом, многие проблемы современного российского менеджмента может решить использование процессно-ориентированного подхода и инструментов управления бизнес-процессами. Данная технология на сегодняшний момент является очень популярной, так как она позволяет навести порядок в компании и заложить механизм улучшения процессов.

В то же время, на практике дела с внедрением данной технологии в жизнь не так хороши как в теории. Поэтому для достижения успеха, очень важно учесть опыт проектов по описанию и регламентации бизнес-процессов.

 

Выбор исполнителей проекта

 

Проблемы в управлении заставляют собственников и руководителей компаний привлекать внешних консультантов. Сотрудничество с консультантами в основном сводится к двум путям:

1. Заключение договора с консалтинговой фирмой и проведение проекта по описанию и регламентации бизнес-процессов компании.

2. Обучение сотрудников собственной компании путем отправки на тренинги и семинары к тем же консультантам для обучения управленческим технологиям.

Как показывает практика, немало руководителей и собственников компаний предпочитают отправить сотрудников на обучение, чем доверить реализацию проекта консалтинговой компании. Считается, что лучше научить знаниям и опыту консалтинговых фирм собственных сотрудников, а затем сотрудники осуществят планируемые изменения.

На наш взгляд, это происходит по следующим причинам:

• Семинары и тренинги не так дороги как выполнение консалтингового проекта;

• Недоверие к консультантам (можно понять - консалтинговых фирм много, а вот специалистов способных оказать квалифицированные услуги мало. Некоторые просто дискредитируют данный вид деятельности).

Однако, как показала практика, обычно бывает так: на семинаре все понятно и просто, после семинара опять возникает много вопросов. Этому способствует следующее:

некоторые участники обучения не имеют первоначальной подготовки по теме семинара (обязательное условие для того, чтобы понять о чем идет речь);

сотрудники отправленные на обучение часто не имеют реального опыта выполнения проектов по реформированию деятельности компаний;

участники обучения иногда имеют не то образование и квалификацию, не то направление деятельности (бизнес-процессами иногда поручают заниматься даже главным инженерам);

«фактор недосказанности» - все же некоторые профессиональные секреты на тренингах и семинарах не раскрываются.

Судя по собственному опыту, обучение на тренингах и семинарах, хотя и несколько поднимает уровень подготовки работников, не может сделать сотрудников компаний профессионалами в изучаемой области.

В то же время, для успешной работы специалист по внедрению таких довольно непростых вещей как, например, система управления бизнес-процессами должен:

- иметь необходимый уровень знаний - кроме того, что специалисты в данной области должны иметь фундаментальные знания в области экономики и менеджмента, много времени должно отводиться периодическому собственному обучению и развитию;

- иметь опыт участия в работе не над одним проектом и не в одной отрасли;

- иметь независимый взгляд на проблему - человек со стороны может увидеть то, что сотрудники компании не могут замечать годами;

- иметь постоянные коммуникации с сотрудниками, руководителями и собственниками компаний осуществляющими аналогичные проекты.

Как показал опыт, наиболее эффективной формой реализации проекта по описанию и регламентации бизнес-процессов является следующая структура:

- Рабочие группы проекта (разработка схем процессов, направлений оптимизации, регламентирующей документации) - сотрудники компании.

- Руководитель проекта (планирование, организация, обучение, координация) - внешний консультант;

- Аналитики проекта (методическое обеспечение и контроль выполнения работ, выработка направлений оптимизации) - внешние консультанты.

То есть, работа должна осуществляться в форме временных рабочих групп. В данном случае сотрудники проходят обучение и самостоятельно описывают процессы с помощью внешних консультантов. К концу проекта сотрудники полностью обучены и подготовлены к работе в системе бизнес-процессов.

Также хотелось бы отметить, что главнейшим фактором успеха проекта по описанию и регламентации бизнес-процессов является получение поддержки от первого лица в компании (собственник, совет директоров или руководитель). Без поддержки руководства может возникнуть круг проблем и риск проекта увеличится. Руководитель проекта может иметь непростые отношения с функциональными руководителями и сотрудниками компании в силу специфики проекта по описанию и регламентации бизнес-процессов. Без поддержки от руководства, бизнес может просто игнорировать, препятствовать или отвлекать ресурсы на другие инициативы во время проекта.

 

Описание бизнес-процессов

 

Некоторые управленцы задают следующий вопрос: «Зачем нам необходимо описывать бизнес-процессы?». Зачастую это связано с тем, что данная группа руководителей предпочитает решать вопросы без предварительного глубокого анализа проблемы на интуитивном уровне. Может быть, в каких-то случаях опыт и помогает, но в большинстве случаев к решению проблем это не приводит.

Как известно, при ремонте автомобиля в автосервисе сначала проводится диагностика, при лечении пациента в больнице сначала проводится его обследование - при решении проблем в компаниях должна быть аналогичная ситуация. И одним из наиболее эффективных инструментов анализа проблемной ситуации, на наш взгляд, является описание бизнес-процессов (или проведение анализа уже описанных бизнес-процессов).

Описание бизнес-процессов является одним из наиболее трудоемких этапов проекта и требует не только больших затрат времени, но и глубокого и вдумчивого подхода к анализу процессов. Процессы можно описывать используя различные инструменты: EXCEL, BPWin, ARIS, MS Visio. Главное то, чтобы готовые схемы были понятны и отражали сущность процессов. В этом случае немаловажной является квалификация руководителя проекта и внешних аналитиков, которые должны иметь достаточный уровень образования в сфере экономики предприятия и менеджмента и достаточный опыт реализации подобных проектов.

 

Полную версию статьи можно скачать в разделе статьи базы документов сайта. 


 

 

Задать вопрос

Вопрос: *
Ваш номер телефона: *
Мы заботимся о Вашей конфиденциальности
После отправки формы с Вами свяжется специалист, который ответит на все Ваши вопросы. Мы постараемся ответить как можно быстрее.

Заказать обратный звонок

Ваш номер телефона: *
Сообщение:
Мы заботимся о Вашей конфиденциальности
Мы постараемся перезвонить как можно быстрее.